Отдел по образованию Пружанского райисполкома

 

Беларусь Библиотечная
Яндекс.Метрика

«Социально-нравственное и личностное развитие ребенка»

Социализация – это процесс, который сопровождает человека всю жизнь и начинается практически с рождения. Человек, как социальная единица, усваивает нормы и образцы поведения, принятые в том обществе, в ко­тором он живёт, учится взаимодействию, умению строить отношения сначала в семье, в узком круге близких родственников, потом в коллек­тиве сверстников, далее — в более масштабных социумах. Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений происходит через решение следующих задач:

  • развитие игровой деятельности детей;
  • приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаи­моотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);
  • формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообщест­ву.

Игра – это  ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В игре закладываются основы будущей лично­сти. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимо­отношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обу­чения, иного нет. Взрослым лучше не вмешиваться в процесс детского общения без крайней надобности — только в случае конфликта, который перерастает в насилие. Неприятные ситуации случаются в любом кол­лективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить, не давать себя в обиду, но и не быть агрессором. Дразнят и провоцируют тех, кто остро реагирует на это, болезненно уязвим, и этим доставляет удоволь­ствие обидчику. Если ребёнок это понимает и достаточно уверен в себе, скорее всего, он не станет объектом насмешек и мишенью для любите­лей провоцировать агрессию.

При возникновении конфликта не стоит сразу вмешиваться, как только вы о нём узнали. Дайте ребёнку возможность получить этот опыт, при­нять какие-то решения, сделать выводы, возможность самостоятельно разрешить сложную ситуацию.

В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций лю­дей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться к самостоятельности. Из этого противоре­чия рождается игра – самостоятельна  деятельность детей, моделирую­щая жизнь взрослых. Детство без игры и вне игры не может быть. Лише­ние ребенка игровой практики – это  лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной прак­тики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира. Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие условия, которые бы обеспечи­вали всестороннюю детскую деятельность. Задача гармоничного разви­тия детей дошкольного возраста предполагает не только определенный уровень развития широкого круга знаний и умений, способов овладения различным содержанием, но и обязательно достаточно высокий уровень развития его эмоциональной сферы и нравственной позиции, что имеет не только узко педагогическое, но и общественное значение. Регулярное проведение совместных игр обогатит дошкольников новыми впечатле­ниями, будет способствовать формированию навыков социальной ком­петентности, даст им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально компетентная личность. Дошкольный возраст – это период приобщения ребенка к познанию ок­ружающего мира, период его начальной социализации. Высокая воспри­имчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благодаря пластичности нервной системы, создают благоприятные возможности для успешного нравственного воспитания и социального развития лич­ности. Чтобы способствовать социальному развитию ребенка, взрослому необходимо поощрять всевозможные формы игры. Присмотритесь, как играют дети: чаще всего они в игровой форме воспроизводят быт взрос­лых — играют в магазин, в доктора, в детский сад или школу, в «дочки- матери»…

При создании воображаемой ситуации в игре ребенок учится участвовать в социальной жизни, «примеряет» на себя роль взрослого. В игре отрабатываются варианты разрешения конфликтов, выражается недо­вольство или одобрение, дети поддерживают друг друга – то есть вы­страивается своеобразная модель мира взрослых, в котором дети учатся адекватно взаимодействовать. Для социального развития дошкольников огромное значение имеет не только игра. Занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдение, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравст­венных поступков – все это становится кирпичиками, из которых скла­дывается личность человека. Ребенок очень глубоко воспринимает пре­красное — значит, его нужно познакомить с лучшими творениями чело­века. Социальное развитие не менее необходи­мо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий ус­пеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовле­творённость ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *